Диалоги о культуре
8+ Курс Остоженка
СТАРТ ПО МЕРЕ НАБОРА ГРУППЫ 10 500 руб.

Диалоги о культуре

В основе курса авторская инновационная программа преподавания русской литературы в контексте русской и мировой литературы и культуры. Доктор филологии (Dr.Philol.) Дарья Ростиславовна Невская не только универсальный преподаватель, но и журналист, культуролог, один из авторов уникальной образовательной программы и созданных на ее базе учебников по русской литературе и культуре для русских школ зарубежья. В сферу ее интересов входит классическая и современная литература, история России, экранизации романов. Дарья Невская успешно совмещает научную деятельность и журналистику, работу в вузе, чтение публичных лекций по истории литературы и культуры, проведение тренингов по антимоббингу, экспертную деятельность в области образования и занятия с детьми по своей программе.

Дарья Невская МАММ ДЕТЯМ Диалоги о культуре

Ребята познакомятся с героями, которые вошли в коллективный фонд мировой культуры и давно воспринимаются вне принадлежности к какой-либо национальной культуре (Тесей, Одиссей, Икар, Прометей, Моисей, Авель и Каин, Амур и Психея, и порожденные Новым временем Робинзон, Пинкертон, Шерлок Холмс и другие). В диалог вступят культурные герои античных мифов и их отрицательные двойники – трикстеры; средневековые рыцари, безраздельно отдавшие себя служению церкви, королю и Прекрасной Даме и «простаки»; цари и самозванцы; герои средневековых эпосов и былинные богатыри, русские князья, посвятившие себя служению Отечеству и обыкновенные люди, совершающие неприметные, ежедневные подвиги во имя дружбы и любви. Ребята смогут проследить долгую жизнь мифологических, фольклорных мотивов и образов в изобразительном искусстве и литературе (в том числе в книгах о Гарри Поттере, в современных детских детективах, в романах/рассказах жанра фэнтези и «страшилок»). В диалог будут вовлечены исторические события и деятели, повлиявшие на развитие мировой истории и культуры. А живописцы и скульпторы прямо на наших глазах станут соперничать с писателями за лучшее воплощение героев мировой культуры. И, самое главное, у ребят появится возможность:
    •    самим начать диалог с героями русской и мировой литературы и культуры;
    •    оценить события прошлого, как с точки зрения современного человека, так и с позиции людей разных культурно-исторических эпох;
    •    обнаружить следы присутствия «своего» в «чужом» и «чужого» в «своем».

Все это им пригодится для того, чтобы ответить на вопросы «Кто я?» и «Откуда я?».

Дарья Невская. Диалоги о культуре

Ребята смогут применить свои знания, создавая собственные произведения в разных жанрах литературы – этиологического мифа, сказки, готического рассказа, детектива, синопсиса или сценария к своим мультфильмам по мотивам классических произведений русской и мировой литературы. Занятия проводятся и в залах ММАМ на выставках современного искусства, где юные слушатели курса получат уникальную возможность применить полученные знания о классическом искусстве к произведениям современной живописи, фотографии и скульптуры. И, что очень важно для современного молодого человека, ребята научатся выражать и отстаивать свою точку зрения в благожелательной и творческой атмосфере.

Возможны небольшие изменения в программе (уменьшение/увеличение количества занятий на каждую тему), связанные с учетом уровня подготовленности группы и ее интересов. Возрастные ограничения для каждой группы носят условный характер. Возможно, кто-то из детей захочет заниматься в другой группе в силу своего индивидуального развития или интересов. Первое занятие – бесплатное. Его тема будет анонсирована отдельно. Предусмотрено проведение экскурсий по выставкам музея для слушателей курсов и их родителей с последующим их обсуждением на занятиях.

Дарья Невская. Диалоги о культуре

ПРОГРАММА КУРСА

Группа в воскресенье в 16:30 (Первый набор — продолжение. План семестра)

  1. Нужно ли адаптировать историю для детей? История для детей и юношества - от "Русских Плутархов для детей" и "Истории России для детей"А.О.Ишимовой до Жака Ле Гоффа "История Европы, рассказанная детям". Читаем Ишимову, а к ней уже присоединяем реальные тексты древнерусской литературы. (1 занятие).
  2. Как появились древнерусские летописи. Различие. "Повесть временных лет" (в отрывках). Мифы и предания. Проблема подлинности (2 занятия).
  3. 3.Проблема альтернативной истории. терпит ли история сослагательное наклонение? (2 занятия).
  4. Житие и воинская повесть. "Сказание о Борисе и Глебе". "Повесть о житии Александра Невского". Принцип средневекового майората/вассалитета. (2 занятия). 
  5. Ливонские хроники. А. Бестужев-Марлинский "Замок Эйзен", "Ревельский турнир" (готическая проза). Стихотворение К.Бальмонта "Убийца Бориса и Глеба". Думы К.Рылеева (исторический герой). (2 занятия). 
  6. Художественный портрет героя в литературе и в живописи - от классицизма к романтизму (1 занятие).
  7. Историческая баллада. Вальтер Скотт "Владыка огня", Р.Стивенсон "Вересковый мед" (1 занятие). 
  8. Исторические анекдоты о ПетреI и Павле I. (1 занятие).
  9. Портретная живопись. парадный портрет и анекдот. (1 занятие). 
  10. "Поручик Киже" Ю.Тынянова или А. К. Толстой "Князь Серебряный" Пишем синопсис. (2 занятия).

Группа в субботу в 16:00 (Второй набор — продолжение. План семестра)

  1. Кто придумывает страшные истории? (Былички, детские «страшилки», святочный рассказ о гадании в русской и мировой литературе и культуре). (2 занятия).
  2. Читаем балладу В.А.Жуковского "Светлана", рассказы А.П. Чехова "Сон", "Ночь на кладбище", рассказ Н.Тэффи "Лешачиха". (3 занятия).
  3. Готические рассказы. .М.Карамзин "Остров Борнгольм", Н.Лесков "Привидение в Инженерном замке" . Современные страшные истории для детей. (3 занятия).
  4. Славянские божества низшей мифологии (домовой, леший, русалка). (Развитие фольклорных мотивов в литературе и изобразительном искусстве, в кинематографе и анимации). Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" и А.Жвалевский и Е.Пастернак "Гимназия №13". (3 занятия).
  5. Родные братья - Петрушка Уксусов, Пьеро и Арлекин. Народная драма, комедия масок и балаганное представление, медвежья потеха в русской и мировой культуре (живопись, поэзия).  Разыгрываем народное представление «Петрушка Уксусов». (2 занятия).
  6. Карты реальных и вымышленных стран в истории культуры и в литературе ( А.П.Чехов «Мальчики», Л.Кассиль «Кондуит и Швамбрания», И.Бродский «Новый Жюль Верн»). (2 занятия).

 

*Даты начала курса и преподаватели могут быть изменены.

Автор курса

Объем курса

15 недель (30 академических часов). 

Расписание

Набор проводится в две группы:
с 16:00 до 17:30  по субботам
с 18:30 до 20:00 по воскресеньям

Регистрация

mk@mdf.ru

Скидка

Для второго ребенка скидка 50%