Лекторий МАММ и НЛО: взаимосвязь моды и искусства
0+ Лекция Остоженка
СТАРТ ПО МЕРЕ НАБОРА ГРУППЫ 500 руб.

Лекторий МАММ и НЛО: взаимосвязь моды и искусства

ВНИМАНИЕ! К сожалению, по техническим причинам лекция от 24.11 Ксении Гусаровой «Разсадникъ пыли»: новый взгляд на дамские прически Серебряного века.» отменена. Приносим свои извинения.

Мультимедиа Арт Музей и Журнал «Теория моды: одежда, тело, культура»  представляют совместный лекторий, который посвящен взаимосвязям моды и искусства.

Наш лекторий для тех, кто заинтересован в изучении истории костюма и теории моды, а также для тех, кто готовится стать профессионалом в модной индустрии. Наши лекции ориентированы на междисциплинарное исследование моды в академическом ключе, что отличает их от «глянцевых» публикаций, представляющих модные тенденции, и могут быть интересны самому широкому слушателю.

За сезон в лектории примут участие самые известные профессионалы модной индустрии.

 

Наталия Лебина

Российский историк, доктор исторических наук, профессор. Научный консультант Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Известный исследователь истории российской повседневности.

Джо Терни

Старший преподаватель истории и теории моды и текстиля в Университете Бат-Спа.

Ксения Гусарова

Кандидат культурологии, преподаватель программы «История и теория моды» на факультете истории искусства РГГУ.

Ольга Вайнштейн

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ.

Стоимость каждой лекции 500р

Билеты в кассе музея

Количество мест в зале ограничено

ПРОГРАММА КУРСА

 

22 сентября 19:00

Наталия Лебина «Прощание с гламуром: мода и десталинизация. К юбилею ХХ съезда КПСС»

Все значимые перемены в жизни  общества всегда сопровождаются появлением «модных» вещей и деталей внешнего облика как маркеров нового социального состояния.  А существует ли связь между модой и ХХ съездом КПСС? Об этом расскажет в своей лекции доктор исторических наук, профессор Наталия Лебина.  Десталинизация, начавшаяся  после ХХ съезда КПСС, выражалась не только в критике культа И.В. Сталина и  реабилитации жертв политических репрессий. В стране происходил слом    сталинского бытового уклада, часто именуемого «большим стилем». Он демонстрировал могущество и монументальность  власти. Его маркеры –   московские высотки, пищевкусовые ориентиры  в духе «Книги о вкусной и здоровой пище», а также пышность,  помпезность и тяжеловесность канонов телесной красоты  и  одежды. Разрушение «сталинского гламура»  в области моды и формирование новых представлений об элегантности и привлекательности после ХХ съезда - результат  сочетания властных начинаний и активной позиции   самих советских людей, почувствовавших в условиях  оттепельной  свободы  вкус к хорошей одежде, обуви, косметике.   

 

28 октября 19:00

Джо Терни

(Пере)Одевая Детективов: От свитера Сары до парки Марчеллы 

 

Костюм, сделанный для сцены, кино или телевидения, имеет особое предназначение: он создает и совершенствует видимый и подразумеваемый нарратив. Одежда и то, как ее носят, раскрывает личность и потенциальное значение персонажа, считываемое аудиторией, — таким образом у зрителя есть привилегия познания вещей, находящихся «вне» контекста. Для того, чтобы такой подход успешно работал, дресс-код должен быть легко узнаваем и демонстрировать особенности социальных нравов. Но в искушенном медиа современном обществе, где все мы — опытные семиотики, такая явная демонстрация типов выглядит скорее комично, чем репрезентативно, таким образом уничтожая весь драматический потенциал. Особенно это касается телесериалов, где реализм обостряет драматическое напряжение, способность зрителя идентифицировать себя с персонажами и ситуациями, а также общую степень правдоподобия. 

 

Лекция посвящена одежде женщин-детективов в скандинавском нуаре. От свитера Сары из сериала «Убийство», до британского сериала «Марчелла», в котором заглавная героиня все время носит грязную парку. Речь пойдет о том, насколько много может сообщить нам обычная одежда, если присмотреться к ней повнимательнее.  

24 ноября 19:00

Ксения Гусарова

««Разсадникъ пыли»: новый взгляд на дамские прически Серебряного века.»

Томные красавицы, которые глядят на нас с полотен рубежа веков, безупречно элегантны в своих огромных шляпах, почивающих на пышных прическах, и ничто в их облике не выдает норм опрятности, весьма далеких от наших. Меж тем для многих современников женские волосы в эту эпоху уже не были предметом бездумного любования, а внушали беспокойство и вызывали потребность в пересмотре гигиенических практик. Яичный желток, мыло или керосин? Хотя нам известен исход этой битвы, проследить за ней не менее интересно.

 

15 декабря 19:00

 Ольга Вайнштейн

Мода английского романа:  от Джейн Остин до наших дней.

Светлые туники героинь Джейн Остин,  шляпка с голубым бантиком  в романе «Жены и Дочери» Элизабет Гаскелл, серое бархатное платье Ирен Форсайт ….   Что скрывается за  этими  деталями  -  просто  дополнительный штрих к портрету героя или  нечто большее – атмосфера  эпохи,  таинственный шифр для посвященных?

Почему, например,  в начале 19 века английские леди облачались в «мокрые одежды»? Что означало в это время пристрастие к шотландским клетчатым тканям? Английская литература изобилуют детальными описаниями  одежды, но мы далеко не всегда прочитываем неявные ассоциации и символические смыслы, скрытые за  костюмными зарисовками.

Когда в современных британских романах автор подробно живописует  изысканные наряды, или, наоборот,  альтернативную моду, читатель может извлечь для себя массу интересной информации о повседневном гардеробе различных социальных групп в Англии. Что означают   «платье для ланча из синего поплина»  Фредерики, героини Антонии Байетт,  или  твидовые пиджаки университетской профессуры в романах Дэвида Лоджа? Что дает история костюма  для понимания текста? И  всегда ли можно доверять  художественной  литературе  как источнику  для изучения  моды? – эти и многие другие вопросы  будут обсуждаться на лекции Ольги Вайнштейн.   

Место проведения

Остоженка
Москва, улица Остоженка, дом 16 (схема)

Начало

19:00

Билеты

В кассе музея

Даты

22.09/28.10/24.11/15.12