Нескучная история искусства

Цель курса

В рамках курса вы не встретите скучного перечисления всех стилей и шедевров в хронологическом порядке, а познакомитесь с искусством как с живым и близким вам миром.

Произведения прошлого не отдаляются от нас, а пробиваются сквозь эпохи в новых, подчас неожиданных образах. Данный курс приглашает познакомиться с великими мастерами поближе и зайти в их мастерские.

О чем этот курс?

О том, как в ходе истории меняются идеалы красоты, инструменты и техники, сама роль художника и его профессии. Чтобы не потеряться в этом многообразии, каждый урок мы будем вместе рисовать, освоив теорию и используя различные графические техники. 

Практическая часть урока предполагает важный для юных художников опыт погружения, в котором техника рисунка и его сюжет неразрывно связаны с темой разговора.

Для кого этот курc?

Для детей 7-12 лет, для того счастливого возраста, когда рисование является еще способом эмоциональной разрядки, возможностью поделиться впечатлениями, а не только мечтой о профессии художника. 

Искусство – это язык, и именно в таком возрасте подобное «взрослое» утверждение воспринимается легко и естественно. Искусство как разговор, искусство как диалог – ребенка с окружающим миром.

Результат обучения

По итогам курса учащиеся:

  • получат представление о том, как развивалась история искусства: от отпечатка руки, испачканного в глине до современных парадоксальных опытов;
  • овладеют графическими техниками;
  • научатся осознанно воспринимать произведения искусства.

Преподаватель

Иллюстратор детских книг, доцент кафедры, кандидат искусствоведения. Член Московского Союза Художников, секция книжной графики (с 2007 г.) Родилась в Москве, закончила МГХПУ им. Строганова в 2000 г., аспирантуру – в 2004 г.

Программа курса

1 занятие

Что такое изобразительное искусство? 

Зачем человек учится рисовать?

Какие бывают виды и жанры искусства?

Задание: используя фотографии, составить из работ художников, архитекторов, скульпторов различных эпох хронологию истории искусства. Важно увидеть, как создаваемое художником изображение движется от точки, схематичного, быстрого рисунка к полному подобию натуры и затем, вновь, к упрощению видимого до «черного квадрата». Затем, ХХ век накрывает волна «театра» - инсталляции, перформансы, акции, где изобразительное искусство замещается литературой, текстом; это происходит как в буквальном смысле, когда сценарий действа уже есть само произведение, так и в переносном — сообщество предметов предъявляет уже не себя, но рассказ, историю.

Вариант задания: собрать из предметов, которые есть в аудитории различные варианты объектов-инсталляций, дополнить их словами, текстами, придумать идею, объединяющую хаос. Искусство – управление хаосом.

Вывод: изобразительное искусство (впрочем, как и любое другое) необходимо нам, чтобы сохранять, копить впечатления и делиться ими с окружающими.

2 занятие

Наскальные росписи.

Монотипия. Отпечаток.

Из чего делаются краски? Пигменты природного происхождения (использование во фресках и иконописи).

Задание: мнем лист бумаги под струей воды, чтобы он приобрел фактуру камня и придаем ему песочный или глиняный оттенок акварельными красками. Затем рисуем животных пятном и линией, подражая первым художникам.

3 занятие

Древний Египет.

Профильные изображения.

Изобразительная культура как тотальный текст (в Древнем Египте увеличенные во множество раз иероглифы служили иллюстрациями к тексту, написанному более мелким «кеглем». Демотическое письмо — скоропись — впоследствии «нарушило» столь целостную картину).

Задание: рисуем профильный портрет, дополняем текстом (составляем из иероглифов несколько строк, учим их значения)

4 занятие

Древняя Греция.

Вазопись — краснофигурные и чернофигурные вазы. Мифы и иллюстрации к ним.

Задание: на бумаге черного/терракотового цвета нарисовать композицию на тему подвигов одного из героев — Ясона, Тесея, Геракла



5 занятие

Римская мозаика. Сюжет, рассказ, герой, орнамент.

Принести ненужные журналы, нарезать квадратики 1х1 см из страниц (должны получиться различные оттенки). Выкладываем изображение из бумажных фрагментов. Сюжет должен оказаться в обрамлении орнамента.



6 занятие

Возникновение письменности. От пиктограммы к букве алфавита; буква как скрытое изображение.

Сложение формы книги — кодекса. Рукописные книги, буквицы.

Задание: рисуем азбуку — буква-автопортрет



7 занятие

Средние века. Города, замки и занятия кавалеров и прекрасных дам — часослов герцога Беррийского (братья Лимбурги)

Готические соборы — строительство и сакральное значение архитектуры.

Свет и витраж.

Серия полотен Клода Моне «Руанский собор»

Задание: рисуем витраж; техника — фломастеры



8 занятие

Учимся «читать» живопись. 

Сюжет (что изображено)

Аллегория (иносказание, рассказ иными словами, иными образами)

Символы (зашифровка смысла в предметах и образах)

Канон (правила изображения)

Тема Рождества в пяти вариациях: иконописное изображение (одновременность различных фаз действия), Сандро Боттичелли «Поклонение Волхвов» (с автопортретом; художник участвует в историческом событии), Питер Брейгель (современная художнику городская сценка), Рембрандт (искусство молчания и паузы) и Марк Шагал (вечное Рождество, чудо Рождения)

Задание: коллективный проект — сочиняем предысторию к картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу», разматываем клубок повествования



9 занятие

Возрождение. Леонардо да Винчи — художник, поэт, изобретатель. 

Начало эры искусства, когда творения архитекторов, живописцев, скульпторов больше не безымянны, когда сама профессия творца не ограничивается одним видом деятельности. Сейчас о таких людях мы говорим «человек Возрождения».

Идеалы рыцарства — Джулиано Медичи и Симонетта Веспуччи (творчество Сандро Боттичелли)

Прерафаэлиты — игра в рыцарей и прекрасных дам продолжается

Задание: Женский портрет на фоне пейзажа.



10 занятие

Барокко, Рококо, Классицизм — знакомство с терминами. 

Мода и прически, дворцы и парки. 

«Игра в театр» художников объединения «Мир искусства». 

Задание: карнавал в стиле Людовика, короля Солнце — придумываем и рисуем костюм к воображаемой театральной постановке



11 занятие

Цвет в живописи. 

Синий у Вермеера, желтый у Ван Гога, красный у Петрова-Водкина

Символизм цвета, его значение для композиции (аккорд)

Задание: выбираем цвет и пользуемся им как доминантой в своей композиции



12 занятие

Импрессионисты. Искусство впечатления. 

Этюд как законченная форма творчества

Изменение палитры красок в течение дня

Задание: пишем два пейзажа — в дневной и вечерней тональностях



13 занятие

Мастерская художника. 

Пабло Пикассо (кубизм), Анри Матисс (фовизм), Джакомо Балла (футуризм)

Задание: портрет одного из перечисленных художников в интерьере своей мастерской



14 занятие

Необычные герои картин. 

Абстрактное искусство.

Кандинский, Малевич, Мондриан

Книжка-картинка Лео Лионни «Желтое и голубое»

Задание: создать абстрактные композиции, выражающие конкретные состояния (печаль, радость; равновесие, неустойчивость; звук музыкального инструмента — барабан, флейта)



15 занятие

Конструктивизм.

Предметы техники и вещи — новые герои детских книг. 

«Проектная» техника рисунка и «артикуляция текста»

Задание: выбираем героя и создаем книжку-картинку — историю про то, как была сделана вещь



16 занятие

Коллаж — «искусство рисовать ножницами» (А.Матисс).

Зачем художники обращаются к «наклейке»?

Коллаж из печатного материала, объемный коллаж — ассамбляж, коллаж из обоев, цветной бумаги

Задание: создаем коллективную «Книгу художника» - литературный сборник, оформленный с помощью коллажа



17 занятие

 «Живая» архитектура.

Фриденсрайх Хундертвассер и Антонио Гауди

Архитектура как искусство создания гармоничного пространства – внутреннего (интерьер) и внешнего (фасад здания)

Задание: проектируем «дом моей мечты»



18 занятие

Я — художник. Окно в будущее.

Профессии, связанные с искусством создавать визуальные образы

Задание: автопортрет в интерьере своей мастерской

ЗАПИСЬ В ГРУППУ (СТАРТ 26 ФЕВРАЛЯ 2020)

Расписание

По средам, 16:00-17:30

Куратор курса

Александра Радковская 
sasha@mdfschool.ru
+7 903 5234226

Площадка

Школа Родченко на Пречистенке (ул. Пречистенка, 33/19 с. 1)