«Мы из Уновиса»: учимся по программе Малевича (игра в авангард)
12+ Школа Родченко на Пречистенке
СТАРТ 29 ФЕВРАЛЯ 2020 12 000 руб.

«Мы из Уновиса»: учимся по программе Малевича (игра в авангард)

О чем курс?

В основе курса подлинная образовательная методика Казимира Малевича, впервые закрепленная в «Программе занятий в мастерской учебного 1919 и 1920 года» (Москва, 2-е ГСХМ) и книге «О новых системах в искусстве» (1919). Мы будем учиться так, как учились ученики Малевича, говорить на их языке, пройдем их путь и создадим итоговую коллективную работу.


УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) —  самая знаменитая  и влиятельная авангардистская группа начала 20-ых годов. Во главе ее стоял сам Малевич, который объединил в УНОВИСе преподавателей и учеников Витебских, Московских, Оренбургских и Смоленских Свободных  мастерских. Шедевры, созданные художниками УНОВИСа, украшают сегодня крупнейшие музеи мира.

Наш курс теоретический и одновременно практический. Предлагается глубокое, гораздо более «предметное», чем обычно, погружение слушателей в ценности искусства модернизма. Нас интересует не перечисление событий и имен, а последовательный анализ стилей («измов») и ценностных категорий. 

Малевич занимался такой аналитикой, его ученики делали то же самое, и всегда достигали результатов – действовал метод, предложенная мастером технология освоения художественной культуры.

Сохранились описания этих экспериментов (программы работы мастерской), и, самое главное, образцы учебных заданий – рисунки и эскизы, демонстрирующие сам процесс импровизации на тему того, или иного стиля – этапы построения кубистских, футуристических и кубофутуристических произведений.

И программные установки, и сами учебные рисунки подмастерьев Малевича - это эксклюзивный, пока даже неопубликованный, материал.

Каждое занятие состоит из двух частей:

- беседа о художниках и творческих направлениях авангарда; 

- практическое задание.

 

Что будет на курсе? 

На занятиях мы будем говорить о принципах художественной культуры авангарда и попытаемся реализовать их на практике. 

Мы будем анализировать специальные подходы к организации пространства «внутри» каждого конкретного стиля.

Сложные термины и запутанные определения авангардистов не должны отпугивать – наш курс призван сделать сложное понятным.

Предлагается практическая работа по образцам (учебным работам подмастерьев) - самый надежный, по Малевичу, путь к самостоятельному мышлению, всему тому, что, согласно Малевичу, позволяет «не передавать предметы, а делать картину». 

Мы поэтапно выясним, как организовать:

▪️ целостное средовое пространство (сезаннизм); 

▪️ пространственно-временную динамику (кубизм); 

▪️ иллюзию скорости  (футуризм и кубофутуризм); 

▪️ «энергийную» связь абстрактных форм (супрематизм).

Для кого этот курс? 

Для тех, кто интересуется искусством русского и мирового авангарда, стремится систематизировать свои представления о его языке, хочет научиться сознательно строить собственный рабочий процесс и ограничивать выразительные средства ради достижения максимального эффекта.

Уровень предварительной подготовки не важен. В мастерских авангардистов вместе занимались ученики разных возрастов, с разным уровнем художественного образования и вовсе без образования.

По итогам курса слушатели получат:

▪️  теоретический корпус знаний;

▪️  практические навыки; 

▪️  опыт индивидуальной и коллективной работы над художественным проектом.


Необходимые материалы:

Бумага (А3), цветные карандаши, акварель, гуашь, ножницы, клей.

У нас на занятиях речь, конечно, будет идти о минималистском произведении (проекте). Поэтому для работы нам не потребуется никаких особых материалов и приспособлений. 

Зато все этапы движения к цели будут просчитываться, каждый жест станет более осмысленным, точным («экономным»). Техническая, формальная сторона процесса будет в центре внимания. 

Преподаватель

Игорь Смекалов

Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи

Программа курса

Программа курса 

1 занятие

Введение. Принципы работы мастерской Казимира Малевича 

В своей программе Малевич задавал «общее направление» работы мастерской: «кубизм, футуризм, супрематизм (как новый реализм живописного мировозрения)». Он предлагал подмастерьям путешествовать от одной «системы» к другой, последовательно раскрывая перед ними формальные возможности каждого «изма» в трактовке формы, пространства, времени, цвета. 

Такая учеба стремительно развивала аналитические возможности учеников. В силу системности подхода, каждый их творческий жест рождал новое ощущение, становился основой нового подхода (индивидуальной трактовки метода). Учебные рисунки, исполненные в соответствии с программой Малевича, сохранились и украшают музейные собрания в стране и за рубежом. 

2 занятие

Постимпрессионизм. Поль Сезанн 

В качестве прообраза Нового искусства в программе Малевича выделялось «живописное мировоззрение Сезанна». Авангардисты восхищались способностью Сезанна трактовать натуру, выражая, при этом, «свое собственное видение пространства».

Задание: Создаем сезаннистский натюрморт. Учимся строить выразительную композицию, используя для этого самые простые натурные объекты. Пытаемся увидеть в любом кувшине, яблоке высокий образ и неожиданные пространственно-пластические возможности. Акцентируем организующие композицию «повторы форм» и «чередования теплых и холодных тонов». Важна продуманная направленность работы, отбор выразительных средств, их анализ. 

3 занятие

Кубизм. Пабло Пикассо

Принципы организации кубистского произведения были для авангардистов главной школой живописной (художественной) культуры. Практика «разложения предмета» на составляющие по законам «системы», ассоциировалась с движением в пространстве-времени. 

Задание: Создаем кубистский натюрморт (портрет). Учимся построению кубистского пространства - совмещению нескольких точек зрения, и «маятниковому» смещению основной оси композиции. В рисунке приветствуется сопоставление противоположных элементов («объем к плоскости, прямая к объему, кривая к плоскости») и фактур («гладкая-шероховатой, рыхлая-плотной»). Форма, как бы разворачивается в пространстве и времени и предстает в самом отвлеченном (почти абстрагированном) виде. Вводим понятия «статики и движения», «симметрии цветовых элементов», «веса формы».

4 занятие

Экспрессионизм. Винсент Ван-Гог

Искусство Ван Гога связывалось в программе с идеей живописной экспрессии, раскрывалось в качестве прообраза «футуристической динамики пространства».

Задание: Создаем композицию в стиле Ван-Гога. Учимся организовывать лист при помощи ритмической системы красочных «штрихов», преображать пространство энергией живописных масс (акварельные варианты).

5 занятие

 Футуризм. Джакомо Балла – Джино Северини – Умберто Боччони

Динамическая идея итальянского футуризма привлекала авангардистов не меньше чем кубизм. Малевич писал: «Футуризм в своих выражениях находится в центре движения и передает бег в сконцентрированной форме, переходя в высшую динамическую стадию.<   > Для футуризма предметы и машины не были как таковые, но были средствами, символами, выражающими скорость динамики». 

Задание: Создаем футуристический («мелькающий») городской пейзаж. В нем должна угадываться панорама города, движение «исчезающих» машин, «наплывающие» городские вывески, «пробегающие» фигурки горожан. 

7 занятие

Кубофутуризм. Казимир Малевич 

В кубофутуризме, по мысли Малевича, наглядно демонстрировалась связь двух «систем» – синтетическое пространственно-временное решение, объединяющее футуристические «мелькания» и кубистские приемы анализа формы.

Задание: Создаем кубофутуристическую живописную композицию с «зашифрованной» в ней фигурой человека в движении (спортсмен-велосипедист и т.д.). Добиваемся эффекта динамики, родственной ранним опусам Малевича. 

8 занятие

Супрематический коллаж. Иван Кудряшов 

От кубофутуризма подмастерья переходили к супрематизму. Иван Кудряшов, супрематист, создатель собственного («космического») варианта геометрической абстракции, сделал графические эскизы-коллажи  основой оформления пространства нового театра и цикла замечательных картин, посвященных космическим свечениям и траекториям полетов во Вселенной. 

Задание: Создаем большой супрематический коллаж (варианты). Стараемся добиться пластического лаконизма и цветовой убедительности. 

9 занятие

 «Проуны». Эль Лисицкий 

Собственный вариант супрематических композиций – «Проунов» Лисицкий трактовал  как «пересадочную станцию от живописи к архитектуре». «Проуны», действительно, вывели «объемный» супрематизм на новые рубежи и стали важным прообразом конструктивистской архитектуры. Задание. Создаем эскиз объемной супрематической конструкции. Стремимся соответствовать остроте образного решения и техническому мастерству графики Лисицкого. 

10 занятие

Подготовка выставки.
Итоговая коллективная работа с элементами пространственного моделирования.

ЗАПИСЬ В ГРУППУ (СТАРТ 29 ФЕВРАЛЯ 2020)

Расписание

9 занятий, суббота 12:00-15:00

Преподаватель

Игорь Смекалов

Куратор курса

Александра Радковская 
sasha@mdfschool.ru
+7 903 5234226

Площадка

Школа Родченко на Пречистенке (ул. Пречистенка, 33/19 с. 1)